Шоу Бернард

Шоу Бернард

Джордж Бе́рнард Шо́у  — английский драматург и романист ирландского происхождения, лауреат Нобелевской премии в области литературы и один из наиболее известных ирландских литературных деятелей. Общественный деятель (социалист-фабианец, сторонник реформы английской письменности). Один из основателей Лондонской школы экономики и политических наук. Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре.

Единственный человек, удостоенный и Нобелевской премии в области литературы (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»), и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»). Активный пропагандист вегетарианства.

Джордж Бернард Шоу родился в Дублине 26 июля 1856 года в семье Джорджа Шоу, торговца зерном, и Люсинды Шоу, профессиональной певицы. У него было две сестры, Люсинда Франсес, театральная певица и Элинор Агнес, умершая от туберкулёза на 21 году жизни.

Шоу посещал Wesley College в Дублине и грамматическую школу. Среднее образование получил в Дублине. В одиннадцать лет его отдали в протестантскую школу, где он был, по собственным его словам, предпоследним или последним учеником. Школу он называл самым вредным этапом своего образования: «Мне в голову не приходило готовить уроки или говорить правду этому всеобщему врагу и палачу — учителю». Но система образования была не раз раскритикована Шоу за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии. Особенно автор критиковал систему физического наказания в школе. В пятнадцать лет он стал клерком. У семьи не было средств для того, чтобы послать его в университет, но дядины связи помогли ему устроиться в довольно известное агентство Таунзэнда по продаже недвижимости. Одной из обязанностей Шоу был сбор квартплаты с обитателей дублинских трущоб, и грустные впечатления этих лет впоследствии нашли воплощение в «Домах вдовца».

  • Природа никогда не ошибается; если она порождает дурака, значит, она этого хочет

  • Самый большой грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие — вот в чем существо бесчеловечности

  • Даже самые утонченные физические или нравственные достоинства не могут искупить социального греха: участия в потреблении без участия в производстве

  • Деятельность — единственный путь к знанию

  • Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить

  • Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет — тот учит

  • Добродетель состоит не в том, чтобы удерживаться от порока, а в том, чтобы не стремиться к нему

  • Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям

  • Ненависть — месть труса за испытанный им страх

  • Любовь смотрит через телескоп, зависть через микроскоп

  • Живая неудача лучше мертвого шедевра

  • Многие великие истины были сначала кощунством

  • Наказанием лжеца оказывается не то, что ему никто больше не верит, а то, что он сам никому больше не может верить

  • Если человек не влюблялся до сорока лет, то лучше ему не влюбляться и после

  • Нельзя стать узким специалистом, не став, в строгом смысле, болваном

  • Порок — это трата жизненных сил

  • Быть пьяным — это значит грезить, размякнуть, поддаться любому соблазну

  • Возражения против прогресса всегда сводились к обвинениям в аморальности

  • Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее

  • Там, где нет воли, нет и пути

  • Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы, подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу